Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!

Рекомендации

Дата: 10 января 2013 в 20:33, Обновлено 30 января 2014 в 17:04

Рекомендации педагога-дефектолога

Развитие мелкой моторики

Развитие ручной моторики тесно связано с развитием речи, поэтому родителям необходимо использовать упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.

«Шалтай-Болтай»

Положить правую кисть на стол ладонью вверх, левую- ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук.

«Кошка-мышка»

Положить на стол раскрытую ладонь правой руки и сжатую в кулак кисть левой руки. Одновременно поменять положение кистей рук.

«Пальчики-драчуны»

Поставить локти на стол. Прижать обе ладони друг к другу. Постукивать поочерёдно, начиная с большого, пальцами друг о друга.

«Заборчик»

Поставить локти на стол, соединить ладони друг с другом. Последовательно, начиная с мизинцев, переплетать пальцы рук друг с другом. Вариант: сделать «заборчик», одновременно переплетая пальцы рук друг с другом.

«Раки»

Положить на стол ладони рук: правая- с сомкнутыми пальцами, левая- с разомкнутыми. Одновременно поменять положение пальцев рук.

«Капуста»

Мы капусту режем, режем, (движения рук от себя- к себе)

Мы капусту солим, солим, (имитируют движения)

Мы капусту трём, трём, (разжимают и сжимают пальцы)

Мы капусту жмём, жмём.(показывают как)

«Грибы»

Начиная с мизинчика, выполняем массаж пальчиков.

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё поел,

Оттого и растолстел.

«Гномик»

Гномик по лесу гулял, (указательный и средний пальцы «идут» по столу)

Колпачок свой потерял, (аналогично)

Колпачок был непростым, (встряхивают кисти рук)

Со звоночком золотым. (ритмичные удары пальцев обеих рук друг о друга)

Гному кто тогда подскажет, где искать ему пропажу? (сжимают и разжимают кисти рук)

«Наши пальчики»

Дети соединяют поочерёдно мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д., до больших пальцев под счёт:

Раз, два, три, четыре, пять, (хлопают в ладоши)

Вышли пальцы погулять. (далее идёт массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне)

Этот пальчик самый сильный, (массаж большого пальца правой руки)

Самый толстый и большой; (массаж левого большого пальца)

Этот пальчик для того, (массаж правого указательного)

Чтоб показывать его; (массаж левого указательного)

Этот пальчик самый длинный… (массаж правого среднего)

И стоит он в середине; (массаж левого среднего пальца)

Этот пальчик безымянный… (массаж правого безымянного)

Он избалованный самый; (массаж левого безымянного)

А мизинчик хоть и мал…(массаж правого мизинца)

Очень ловок и удал! (массаж левого мизинца)

После этого интенсивно растираем кисти рук, затем встряхиваем их.

«Домик»

Дом мы строим выше, выше!

Есть окошки в нём и крыша.

Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».

«На работу»

Большой палец встал один.

Указательный за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все- «Ура!»

На работу им пора.

Сжать пальцы в кулачок. Поочерёдно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все…»-широко расставить пальцы в стороны.

«Вертолёт»

Быстро лопасти крути!

Вертолёт, лети, лети!

Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) – в положении плетёной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперёд и соединить их подушечками (это- «хвост вертолёта»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолёта.

«Белка»

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке- сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого.

«Крючочки»

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтоб их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.

Хорошо помогают подготовить руку ребёнка к работе упражнения, которые имитируют выполнение движений пальцев при вязании, игре на пианино, наматывании ниток на клубок…

Такие упражнения хорошо разогревают руку, тренируют моторику кистей, массажируют их.

Вот некоторые из них:

- развязывание узелков на шнуре, ленте;

- скручивание нити;

- игра на гитаре, пианино, балалайке, трубе или дудочке;

- «скребок» (выполнение движений, имитирующих соскоб поверхности);

- нанизывание бусинок на нить;

- вращательные движения при открывании и закрывании чего- нибудь, завинчивание шурупов;

- лепим снежки, булочки и т.д.

- «молоточек» (пальцы в кулачках, постукивание поочерёдно поочерёдно рукой об руку);

- «паучки» (перебирание пальцами в воздухе в разных направлениях);

- потираем руки одна о другую, как будто они замёрзли, и стараемся согреть их;

- «шагаем» пальчиками по крышке парты в разных направлениях;

- стучим пальчиками (дождь);

- стучим косточками согнутых пальцев (град);

- растопырили пальчики (солнышко).

 

Работа над артикуляционными упражнениями

Формирование речи - длительный и сложный процесс. Родители должны вовремя обратить внимание на то, как говорит их ребенок. Конечно, если вашему малышу всего три года и он не всегда правильно строит предложение, не может последовательно и логично пересказать прочитанную ему сказку, неправильно произносит некоторые звуки, то ничего в этом страшного нет. Постепенно речь сформируется.

Но если вашему ребенку уже исполнилось пять лет, а он не в состоянии поддержать разговор на знакомую ему тему, допускает грамматические ошибки, неправильно произносит звуки, тут уж стоит серьезно обеспокоиться и обратиться к специалисту. Задержка речевого развития обычно неблагоприятно сказывается на интеллекте ребенка. Усвоение правильной речи - необходимое условие для овладения грамотой и учебы в школе. К тому же неправильная речь приводит к трудностям в общении со сверстниками, дети стесняются, комплексуют.

Безусловно, родители могут помочь своему ребенку научиться правильно говорить. Но сначала научите его правильно дышать. Играйте с ним в полезные игры. Самое простое - сдувать ватку с ладони, можно задувать свечку сначала с расстояния 5-20 сантиметров, а потом и с большего. Заставьте плавать в воде легкие пластмассовые игрушки, подув на них. Или послушайте "пузырьковую музыку", выдувая через трубочку в бутылку с водой.

Для выработки правильного произношения делайте с ребенком несложную артикуляционную гимнастику. Все упражнения похожи на веселую игру. Вот некоторые из них:

1. "Часики". Высунуть изо рта узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Похоже на маятник у ходиков.

2. "Лошадка". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Это упражнение надо делать медленно.

3. "Качели". Узкий язык попеременно тянуть то к носу, то к подбородку.

4. "Вкусное варенье". Широким языком облизать верхнюю губу и спрятать язык в глубь рта.

5. "Маляр". Облизать языком сначала верхнюю, а потом нижнюю губу по кругу.

6. "Грибок". Раскрыть рот, присосать язык к небу, не отрывая языка от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Каждое упражнение надо повторить 10-15раз.

Лучше выполнять упражнения вместе перед большим зеркалом.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.